Русское кружевоплетение развивалось и совершенствовалось на протяжении ряда столетий. На каждом этапе его развития были созданы великолепные образцы прикладного искусства, отличающиеся высоким мастерством и совершенством исполнения. Золотно-серебряное кружево, достигшее своего расцвета в конце XVII – первой половине XVIII века, поражает разнообразием орнаментальных узоров и замысловатостью их форм. Нитяное кружево, расцвет которого приходится на вторую половину XVIII – первую половину XIX века, отличается своеобразной трактовкой изобразительных мотивов.

В наше время традиции кружевоплетения не забыты. Кружево по-прежнему пользуется большой популярностью, оно является изысканным украшением костюма и интерьера. Современные кружевницы используют традиции русского золотно-серебряного и нитяного кружева. Возрождая характерные местные особенности, они одновременно создают новые приемы плетения, обогащают кружево новыми сюжетами и новыми узорами.


История кружевоплетения
© Дом моды "Русский шик"
Кружево
– выдающееся явление народной культуры. Как в музыке из семи нот создается удивительный мир мелодии и звука, так и в кружеве из небольшого набора элементов создаются изделия, поражающие нас красотой, изяществом и бесконечностью узоров.
Слово  «кружево»
имеет два разных значения. Одно из них происходит от слова «окружать»; им определялись в России разные отделки в виде каймы на подолах, полах и рукавах одежды. В другом значении этим словом называют узорное ажурное изделие – самостоятельный вид украшения одежды или предметов убранства.
Кружево – искусство европейское. Многие рисунки переходили у кружевниц из одной страны в другую. Однако исследователи отмечают, что металлические кружева в виде замысловатых решеток из паучков и насновок, украшенных жемчугом, на ширинках (нарядных платках), несомненно, русского происхождения. Так как без применения металлических булавок сложные и тонкие изделия выполнить невозможно, а булавки стали известны достаточно широко только с середины XVI века, с этим временем, вероятно, и следует связывать возникновение кружевоплетения.
Воспринятое из Западной Европы в XVII веке, русское кружевоплетение не только сохраняло и развивало лучшие традиции мастериц европейских стран, но и стало подлинно художественным национальным явлением.

Наиболее ранние образцы русского кружева относятся к XVII веку. Для этого времени было характерно кружево, плетенное из золотых и серебряных нитей. Такое кружево было признаком роскоши и богатства. В XVIII веке наряду с золотно-серебряным широкое развитие получает нитяное кружево. В кружеве возникают новые орнаменты.


С приходом новой моды в русском быту значительно увеличился спрос на нитяное кружево. В помещичьих усадьбах России для плетения кружев широко использовали труд крепостных девушек. Помещики отдаленных губерний нередко посылали своих крепостных учиться плести кружево. Наряду с одиночными мастерицами, украшавшими дворянский быт своими изделиями, в конце XVIII – начале XIX века появляются крепостные мануфактуры по производству кружев. К числу наиболее распространенных кружев дворянского быта принадлежали блонды – кружево, выплетенное, как правило, из белого шелка. В это время кружевоплетение перерастает в промысел. К началу XX века в 17 губерниях России насчитывалось уже более 100 тысяч кружевниц. Особенно модными в конце XIX – начале XX века были готовые изделия из русского кружева. Из него делали дамские пальто, платья, шарфы, использовали для украшения быта в виде накидок на подушки, покрывал, салфеток.